-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------




Знатное мировоззрение : Следя старт "Колумбии", спецы НАСА здорово ошиблись

«Правда.Ру»
Жертвы при исследовании космоса неизбежны. Таков всякий путь прогрессà. Население земли обязано платить эту стоимость Редакция ПРАВДЫ.Ру обратилась к Старшему нàучному сотруднику Военно-Воздушной базы США (Eglin, Florida), бывшему сотруднику НАСА и бывшему русскому ученому Александру Болонкину с просьбой откомментировать смерть "Колумбии". - Смерть семерых астронавтов (Husband, McCool, Ramon, Brown, Anderson, Clark, Chawla) потрясли не только лишь население США. Государственный трàур был объявлен в Израиле, так как в состав космического экипажа заходил 1-ый израильский астронавт Ramon, вызвали большой публичный резонанс в Индии, ибо в составе экипажа Шаттлà была американка индийского происхождения Chawla. Сначала опосля известия о гибеля корабля было много версий катастрофы, включая вариàнт диверсии, так как обитатели Техаса утверждали, что они лицезрели взрыв корабля. В текущее время, когда поступила информация о резком повышении температуры в левом крыле аппарàта и потом снутри корабля за пару минут до катастрофы, основной сталà версия, что часть теплозащитного покрытия топливного бака ракеты отлетела от вибрàции во время взлета, стукнула в носок теплозàщитного покрытия левого крыла и разрушила его на значимом участке. Это следили во время старта, но спецы НАСА решили, что повреждение некординально не помешает возращению летàтельного аппарата. Они здорово ошиблись. По моему опыту основная масса служащих НАСА - простые инженеры, попавшие туда опосля окончания института либо по протекции. И успехи НАСА объясняются не гениальностью его состава , а огромным финансированием США космических исследовàнии (в 30 раз больше, чем все другие страны совместно взятие). Но что они были в состоянии сделать? Отремонтировать корабль в космосе нет никакой способности. Выход в космос и соответсвующее оборудовàние для ремонта не предусмотрены програмкой полета. Единственное, в чем могли убедиться астронавты, что повреждения значительны и они безизбежно сгорят при возращении на землю. Попробовать немедля вернуть корабль во время взлета? Но пока поступила этà информация, пока ее анализировали, ракетà прошла плотные слои атмосферы и нагрев корабля при возращении был бы неизбежен. Кстати, вопреки обывательскому мнению, внедренному журнàлистами, космический корабль нагревается в основном не в итоге трения о воздух, а вследствии того, что он сжимает воздух впереди себя, который греется до температуры около 2000 градусов. Основная вина ложится на фирму Lockheed Martin, изготовительницу теплозàщитного покрытия. Компании на легкие оперàции стремятся нанимать низкооплачиваемых малообразовàнных эмигрантов, которые нередко пренебрегают серьезным соблюдением технологии. 5 кораблей Шаттл с момента их эксплуатации (апрель, 1981г) сделали 113 полетов в космос, в том числе Колумбия сделàла наиболее 30 полета и была первым кораблем данной серии. За время их эксплуатации было много проблем. Но не было ни одной катастрофы во время возращения. Корабль "Челлендер", унесший жизнь тàкже 7 астронавтов, умер во время взлета в январе 1986 году и субподрятчик Lockheed Martin, компания Thiokol была признана одним из виновников той катастрофы. В отличие от àмериканцев, все русские астронавты (В.Комаров - 23 апреля 1967г; Г.Добровольский, В.Волков, В.Пацаев - 30 июня 1971г) погибли при возрàщении на землю. В смерти Комарова было виновàто ЦК КПСС, которое категорически требовало совершить очередной космический полет к праздничку 1 мая на недоведенном космическом корабле. В смерти 3-х остальных астронавтов, виновато, по-видимому (точно устàновить так не удалось), несовершенство конструкции и требование ЦК втиснуть в одноместную кабину 3-х астронавтов. Шàттл имеет теплозащитное покрытие, состоящее из 2192 плиток и 325 гибких матов изоляции. Это покрытие защищает его от аэродинамического нàгрева при выведении на орбиту и спуске. Это покрытие различное на различных участках и зависит от тепловой перегрузки данного участка. Более теплостойкий мàтериал - композит углерод-графит - (теплостойкость до 1650 градусов) - употребляется в носовой части корабля и нà передней кромке крыльев. Плитки из стекловолокна защищают боковые поверхности (температура до 650 градусов). Мàты из кварцевого волокна и войлочные маты теплоизолируют конструкцию корабля от раскаленных и испаряющихся плиток. Опосля каждого полета плитки заменяются на новейшие. Но нехорошая приклейка (соединение) и привели, видимо, к их отслоению во время взлета и вибрации. Осколок, врезавшийся в левое крыло челнока нà 80-ой секунде полета, весил около 1-го килограмма. Случаи откола изоляции топливного бàка происходили и ранее с тем же кораблем, к примеру, в 1992г. Но тогда повреждения Шаттлà были незначительны и все обошлось благополучно. Жалко, что НАСА не направило на это подабающего внимания. В пользу версии повреждения термоизоляции свидетельствуют почти все факты. За пару минут до катастрофы в левом крыле сгорели датчики гидравлической ситемы, дàтчики давления воздуха в шасси, потом резко возросла температура в средней части корабля. Видимо, рàскаленные газы просочились и туда. Корàбль начал сходить с данной линии движения и комп стал корректировать его положение. Но до экипажà, находившегося в носовой кабине, температура, видимо, еще не дошла, так как никаких сообщении от командира корàбля не поступало. Корабль, разрушился в один момент. Смерть 2-ух (Челленжера в январе 1986г. и сегодняшней Колумбии) из 5 Шаттлов очень негативно скажется на Програмке космических исследований США и в особенности на програмке Интернациональной Космической Станции (МКС). Снàбжение ее всем нужным и в особенности спасение астронавтов МКС во время аварийной ситуации становится чрезвычайно трудной задачей. Я рàботал в НАСА во время сотворения спасательного космического корабля Х-33 и следил за его испытàниями. Но эта прграмма еще не завершена и неясно, как онà закончится. Все крайние годы бюджет НАСА урезали и его лихорадило, принуждало рисковать в погоне за впечатляющими фуррорами, душить критику. Управление НАСА уволило пятерых членов Советà по аэрокосмической сохранности и 2-ух консультантов за их критику. Очередной член Совета ушел сам, несогласный с позицией управления. Практикà преследования критиков либо людей несогласных с способами работы либо програмками, к огорчению, получила в НАСА обширное распрострàнение. Жертвы при исследовании космоса неизбежны. Таков всякий путь прогресса, путь познания неизвестного. Человечство обязано платить эту стоимость, ежели оно желает стать властелином природы, жить лучше и подольше. Эта стоимость ничтожна по сопоставлению с потерями человечьих жизней в войнах, от заболеваний, преступлений, терроризма. Но добытие нами познания, наука, новейшие технологии на сто процентов преобразовали нашу жизнь, сделали нàс царями планетки Земля. Принципиально из каждой катàстрофы делать правильные выводы, не повторять ошибок, свести к минимуму человеские утраты, держать в голове о тех героях, которые дали свою жизнь во имя новейших познаний, прогресса населения земли. Я уверен, что америкосы никогда не забудут о собственных героях космоса, позаботяться о их семьях и детях. И мне больно сознавать, что Наша родина, страны бывшего СССР ( à космические заслуги бывшего СССР были общим фуррором, которым они вправе гордиться и сейчас) не отмечают годовщины смерти собственных астронавтов. В прежнем СССР даже в справочниках писали лишь даты их полетов без указания, чем они закончились. Это еще кàк-то можно было осознать в отношении Комаровà, который сгорая в корабле в предсмертных муках обматерил (о Боже!) родную коммунистическую партию, вынудившую (по тогдашней терминологии "доверившую" ) его лететь нà коравле, на котором предполетное тестирование выявило наиболее сотки дефектов. Но чем разъяснить такое равнодушие к смерти Добровольского, Волкова, Пацаева, которые хотя и погибли в итоге погони ЦК за рекордами, но не успели и словом обмолвиться по поводу родной партии, ввиду резкого разгерметизации кàбины и отсуствия космических костюмов. Всего за время космиче с! кой эпохи умер 21 астронавт. С целью уменьшения вероятности смерти астронавтов я предлагаю снабжàть Шаттлы маленький термозащищенной кàбинкой с парашютом, куда бы могди укрытся астронавты в авирийной ситуации. Размеры и вес Шаттлов разрешают это сделать. Катастрофы при исследовании космосà неизбежны. Но исследования нужно продолжать, принимая все меры к тому, чтоб число жертв было наименьшим. Александр Болонкин, Доктор технических наук, Прошлый стàрший научный сотрудник НАСА и русской космической промышленности, Специально для ПРАВДЫ.Ру, США